Лента новостей

Музыка и танцы кабардинцев

Продолжаем разбирать архивы крымскотатарского композитора Ильяса Бахшиша. И вот, что мы нашли на этот раз! Коллекция фольклорных произведений выходит порой далеко за пределы родного Крыма. Увлекающаяся и талантливая личность просто не могла обойти стороной похожие по обычаям и национальному колориту соседние народы Кавказа.

Кабардинка, кабардинка,
Кабардинка - пляска лихая,
Кабардинка, кабардинка,
Сердцу горца ты дорогая...

Музыка, хореография и устное народное творчество кабардинского народа теснейшим образом связаны между собой. Музыка издревле сопровождала важнейшие моменты жизни кабардинца. Музыкой и плясками оживлялись народные праздники, свадьбы, приём гостей. Народные певцы и музыканты со своими инструментами сопровождали войска, вдохновляя их перед боем, оплакивая погибших и воспевая героев. В дни печали слагались изумительные по своей выразительности скорбные песни - гибзы. До распространения ислама музыкой и плясками сопровождались и религиозные обряды.

Оригинальны музыкальные инструменты кабардинцев. Из духовых издавна распространена бжьами - род флейты из тростника или (позднее) из ружейного ствола. Доныне бытует скрипка с волосяными струнами и смычком в форме лука. Играли на ней, ставя её на колено. Скрипка и бжьами были главным образом сольными инструментами, а также употреблялись для аккомпанемента пению и танцам. Играли на них только мужчины. Старики рассказывают о существовании в прошлом инструмента, напоминавшего маленькую 12-струнную арфу. Упоминается этот инструмент и в фольклоре. Арфы такого типа лет 50 тому назад сохранялись у осетин и абхазцев; до сих пор имеются у сванов. Роль ударного инструмента выполняла деревянная колотушка из нескольких связанных вместе дощечек. Во время танцев иногда отбивали ритм палочками по доске.

Кабардинские танцы имели три основных варианта и исполнялись в сопровождении ударных инструментов, хлопанья в ладоши и, позднее, под гармонику. Торжественный фигурный танец удж, лирическая парная кафа, живой и стремительный исламей (лезгинка) - каждый этот танец имеет своеобразную эмоциональную окраску и ритмическую выразительность.

В танцах кабардинцев, как и в стиле орнаментики, проявляются черты национального характера: сдержанность, лаконизм, отсутствие внешней аффектации и украшательства. Вместе с тем в мужском танце - исламее подчёркиваются мужество, ловкость, быстрота движений, веками вырабатывавшиеся в обстановке постоянной опасности военных столкновений. Кабардинские танцы очень сильно повлияли на хореографическое искусство соседей - терских казаков.

Источник: https://zen.yandex.ru

 

Если "театр начинается с вешалки", то конкурс с регистрации! Организаторы и волонтеры рады приветствовать участников Всекрымского конкурса песенного и инструментального искусства в Крымском инженерно-педагогическом университете. Первый снег, выпавший сегодня, 31 октября 2019 года, в Симферополе, не помешал музыкантам из разных уголков полуострова приехать в этот день в столицу. А собрались гости, чтобы поделиться своими талантами и исполнить разножанровые произведения выдающегося крымскотатарского композитора Ильяса Бахшиша.

«ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ МУЗЫКЕ»

Встреча пройдет в рамках Проекта Федерального агентства по делам молодежи «Мини-музей музыки им. Ильяса Бахшиша»

 Новый интерактивный выставочный стол первым среди оборудования будущего мини-музея занял свое почетное место в читальном зале!

Всекрымский конкурс песенного и инструментального искусства в Крымском инженерно-педагогическом университете

ИЛЬЯС ТЕМИРОВИЧ БАХШИШ (1913 — 2000 ГГ.)

Ильяс Темир-кая Бахшиш (Бакшишев Ильяс Темирович) - один из основоположников крымскотатарской классической музыки, талантливый композитор, видный общественный деятель, воспитатель молодежи, дирижер. Член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств Украины, заслуженный деятель культуры Автономной республики Крым и «Почетный крымчанин».

 Мероприятие посвященное юбилею Ильяса Бахшиша

 С ранних лет и до последних дней своей жизни пронес Ильяс Темирович Бахшиш любовь к крымскотатарской музыке, к славным традициям и обрядам своего народа. Родившись в 1913 году в Симферополе талантливый юноша еще в детстве почувствовал свое предназначение. Ильяс играл на скрипке, фортепиано, кларнете, мандолине, балалайке. Ни одно школьное собрание не проходило без концертов молодого музыканта. После окончания музыкального техникума Бахшиш работал диктором на крымском радио. В эти годы проявился его талант композитора. Позже Ильяс Бахшиш возглавлял Крымское отделение Союза композиторов СССР, руководил ансамблем песни и пляски крымских татар, заведовал музыкальной частью и был дирижером крымскотатарского театра.